Делаем микшер своими руками. Микшер своими руками - аудио и звук - схемы - каталог файлов - радио схемы журналы ремонт модинг Самодельные микшеры схемы и устройства

Собираем шести-канальный микшер.

Искал в сети схему какого-нибудь не сложного в изготовлении микшерного пульта, но ни одной полноценной статьи по этому поводу не попалось, ну может не там искал или не достаточно приложил к этому усилий. На одном из форумов попалось несколько снимков платы в сборе одного варианта микшера, и вид разводки платы. Схема заинтересовала, поэтому по имеющимся изображениям решил накропать печатку в программе Sprint Layout. Начнем пожалуй с принципиальной схемы:

Схема оказалась не сложная, собственно сам микшер построен на широко распространенной микросхеме TL072, их в схеме две, и на третьей (TDA2822M) собран усилитель для подключения наушников. Всего в микшере 6 каналов, два из них предназначены для подключения динамических микрофонов, четыре остальных – линейные входа.

Питание схемы микшера осуществляется от однополярного стабилизированного источника с напряжением 12 Вольт.

Лейка, получившаяся у нас в результате переделки исходных изображений платы:

Фото-вид печатной платы микшера LAY6 формата:

Обращаем ваше внимание, в верхней трети изображения платы между крайними тумблерами расположен сдвоенный переменный резистор ALPS RK09K12C dual init Vertical 0,03W (20...50k) , его вид и габариты представлены ниже:

Приобрести такой переменник оказалось довольно сложновато, в связи с чем на печатной плате между точками A-A и B-B можно поставить перемычки, тем самым отказаться от регулировки уровня входного сигнала, поступающего на усилитель для наушников, либо установить внешний потенциометр и соединить его с печатной платой гибкими проводами.

И еще один нюанс, выше тумблера включения питания и светодиода расположен разъем для наушников вертикального исполнения с лепестками контактов распооженными вниз, которыми он жестко приваивается к дорожкам платы. Подобный тоже найти сложновато, и его так же можно заменить на внешний, с креплением непосредственно к корпусу устройства.

В остальном, я думаю, сложности возникнуть не должно, если детали исправны и нет косяков в монтаже, микшер заработает без каких-либо дополнительных настроек.

Вид собранной платы взят из картинок исходников:

Плата выполнена на одностороннем фольгированном стеклотекстолите размером 128 х 220 мм.

С помощью переключателей S1A/B...S6A/B выбирается подключение входов микшера к входу усилителя для наушников, то есть тумблерами S1A/B и S2A/B подключаются входы микрофонов MIC1 и MIC2 соответственно. Тумблерами S3A/B, S4A/B, S5A/B и S6A/B подключаются четыре линейных входа.

Размер платы 122 х 218 мм.

Размер файла-архива – 1 Mb.

Привет всем!!! Хочу представить вашему драгоценному вниманию очень интересный и полезный дэвайс.
Трам-тарам, встречайте, полноценный микшерный пульт для диджея Ukrainian Audio. Но перед тем как начать вам рассказывать как это добро собирать, хочу сразу же заявить следующее:
Что при сборе этого девайса вы можете вносить любые изменения, я же предлагаю тот вариант, который мне удобен и который испытан на деле. А началось все где-то год назад, когда я соорудил 4-канальный пульт. В качестве темброблоков я использовал TDA1524. После испытаний пришел к выводу, и вы к ним тоже придёте, что такого рода девайсы надо делать только на операционных усилителях. И это подтвердилось после того как я разобрал, чтобы изучить, пульт Stanton 202 или 200, и был весьма удивлен, что там все просто. Темброблоки собраны по-простому, регель два кандера, два резюка и звук бомба. Тогда я начал рыть и думать, как это сообразить в домашних условиях? Итак, первое, что надо было родить, это блок-схему :

А дальше каждый узел разбирать детально. Здесь все просто - в качестве одного канала используем активный темброблок, который состоит из входного усилителя, темроблока, выходного усилителя.
К этой схеме я печатку не даю, так как плата была разведена не очень правильно и требовала доработки, порезать, допаять. Переразводить неохота.

Таких модуля паяем два, так как канала два. А чтобы их свести в одну точку используем такой коммутатор:

После коммутатора ставим еще один усилитель на ОУ, что бы еще дополнительно усилить звук. Вот его схема.

Также рассмотрим микрофонный модуль. Вы удивитесь почему именно такая схема, повторюсь если она вам не нравится, нагуглите свою, соберите и будет вам счастье.
А я привожу такую схему:

Здесь вроде понятно, надо просто брать и паять. Но теперь встает задача - как же прослушывать треки, чтобы их сводить. Здесь я эту проблему решаю так, вы можете по-своему:

А работает она так - берем микроконтроллер и к нему цепляем через транзисторы совдеповский коммутатор К561КТ3, так как показано на схеме.
Да вы все правильно поняли, прослушка моновская. А вот тут уже надо строго соблюдать блок-схему. Варианта два:
Первый - включаем прослушку после темброблока;
Второй - до темброблока.
Выбор за вами, я же включаю до темброблока, в фирменных пультах - после. Почему так, соберете увидите, а профессиональный диджей меня поймет.
Ах да, чуть не забыл, усилитель который усиливает звук в наушниках я не даю, так как использовал готовый. А вы можете выбрать любой удобный по карману и сложности для вас, ну а включать его так:

Включать согласно блок-схеме.

Когда все схемы есть, постает вопрос о дизайне, тут я тоже кое-что предлагаю:

Несмотря на то, что покупка профессионального ди-джейского оборудования в России больше не является проблемой, все равно находится энтузиасты, создающие микшеры, проигрыватели и усилители своими руками. Кто-то переделывает обычный советский проигрыватель граммпластинок в ди-джейскую "вертушку", а Владимир Муллонен, также известный как DJ Кудрявый, пошел по несколько иному пути и собрал ди-джейский кассетный проигрыватель с микшером.

Вот, что поведал нам автор устройства о своем творении: "Примеро 9-10 лет назад, когда я еще учился в школе, был у меня кассетный магнитофон и достаточно много аудио-кассет с любимой музыкой. Слушая миксы различных артистов, я думал, как им удается создавать такой ровный и красивый переход между треками?

Однажды вечером я увидел небольшой динамик, выкрученный откуда-то и теперь валяющийся без дела. Я подумал: "что будет, если я подключу к нему сразу два магнитофона?" Я выпросил у родителей второй магнитофон, разобрал их, вывел по два проводка и подключил их к динамику. В этот момент я родился как ди-джей - вся прочь прошла за проигрыванием допотопного, нескладного, но все же настоящего микса!

Первый мой микшер также был прост до безобразия – кусок фанерки, 2 резистора (регулировки громкости), 4 проводка на входе, 2 на выходе. Шло время - я иногда усовершенствовал пульт, добавляя сначала просто светодиоды, мигающие под музыку, а потом специальные платы для индикатора уровня сигнала. Пытался я и вставить прямо в пульт и питч-контроль, и еще много чего. Пульт МВ – 7 был последним моим изобретением. Как-то летом, на отдыхе, я подумал, что нужно все свести в один корпус. Приехав, я разобрал магнитофоны, вынул все внутренности – плату, лентопротяжные механизмы, блоки питания. Вырезал корпус из фанеры, купил две платы с трехполосным эквалайзером (до этого эквалайзеры били встроены в магнитофоне), фейдеры и кроссфейдер, плату для микрофона. Из маленьких компьютерных колонок я вынул плату и сделал ее блоком для «отслушки» , т.к. они имели свой усилитель и выход на наушники. Еще одной особенностью пульта было то, что он нес в себе достаточно мощный усилитель, основанный на двух микросхемах TDA 2050 – выходной мощностью около 35 Ватт, т.е. к нему можно было напрямую подключать колонки и громкость была примерно как у музыкального центра. И был предусмотрен дополнительный вход для подключения еще одного проигрывателя. Нажимая на кнопку «пауза» и имея две маленькие отверточки можно было «скретчить».

На этом пульте я провел примерно 5 школьных дискотек, проиграл дома примерно полгода. На нем я действительно научился играть, причем довольно здорово - когда я первый раз встал за настоящие вертушки, то свел все как нужно раза с третьего. Теперь я ди-джей уже с почти семилетним стажем. Играю хорошую музыку, с винила и дисков".

От себя мы хотим пожелать талантливому конктруктору успехов в его творческой деятельности и карьерного роста, а также порадоваться за то, что не перевелись еще в стране настоящие фанаты своего дела.

И, напоследок, технические характеристики кассетного стерео Dj - пульта МВ – 7:

Питание - от сети 220 в.

Выходная мощность - 2 * 15 Ватт (в сумме 30)

3х – полосный эквалайзер на каждый канал. Вч, Сч, Нч.

Фейдеры на каждый канал

Кроссфейдер

Индикаторы уровня сигнала по входу на каждый канал.

2 независимых лентопротяжных механизма, перемотка вперед-назад, пауза, play, стоп.

Регулировка скорости (pitch – контроль) на каждый канал.

Микрофонный усилитель, позволяющий усиливать сигнал с микрофона, до выходной громкости.

Дополнительный вход RCA, для подключения проигрывателя.

Микшерный пульт предназначается для смешивания нескольких аудио сигналов. К примеру, его применяют, если нужно озвучить любительский фильм, или требуется голосовое сопровождение дискотеки, для экскурсоводов, для караоке, чтобы подключить музыкальный инструмент к компьютеру и т.д. Микшер используется при звукозаписи и для проведения концертов, когда звукорежиссеру требуется выставить оптимальные параметры звука для зала. Исходя из сказанного, понятно, что данный аппарат является незаменимым, и использование его многогранно.

В продаже имеется огромное количество моделей, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Но для начинающих музыкантов или просто любителей караоке цены на аудио оборудование кажутся достаточно высокими. Поэтому для домашнего использования микшер можно сделать своими руками.

По своей сути, микшерные пульты бывают двух основных типов.

  1. Пассивные , которые не имеют в своей конструкции усилительного модуля. Такие устройства предназначены для работы над уже усиленным сигналом. Пассивные пульты используются в случаях, когда необходимо смешать несколько сигналов с высоким уровнем, поскольку они работают только на ослабление сигнала.
  2. Активные, которые имеют блок усиления и работают с сигналами низкого уровня, то есть не усиленными. Поступающий на вход аппарата сигнал усиливается предусилительным модулем. Также, благодаря источнику питания, в таких устройствах есть возможность применять микросхемы и транзисторы, что заметно расширяет их функциональность, если сравнивать с пассивными пультами.

Активные микшеры с успехом применяются в студиях, на концертах, где решают различные задачи по обработке и усилению сигнала, его индикации и коммутации, а также для фантомного питания микрофонов (конденсаторных). Именно активные модели получили набольшее распространение. Некоторые из них имеют встроенный процессор цифровых эффектов , который еще больше расширяет возможности звуковой аппаратуры.

Как сделать активный микшер

Простейший самодельный микшер, притом активный (с усилителем мощности), можно спаять при определенных навыках за 20 минут. Схема его довольно проста и приведена на следующем рисунке.

На коэффициент усиления в данной схеме влияет отношение сопротивления, которое имеет резистор R7 к сопротивлению источника сигнала. Если вам 5-ти входов мало, то увеличить их количество просто: к конденсатору
C1 нужно подключить требуемое число резисторов, как постоянных, так и переменных (по желанию).

Транзисторы, приведенные на схеме, вполне заменяемы транзисторами с маркировкой КТ315Б или с маркировкой КТ342Б.

Как делать пассивный звуковой пульт

Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип . Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.

Вход X1 является низкоомным с чувствительностью около 2-3 мВ. К этому входу можно подключать разного рода низкоомные источники: звукосниматели, гитарные адаптеры и прочие. Также его можно использовать для микрофона. Вход X2 имеет чувствительность около 150 мВ. К нему обычно подключаются линейные выходы плееров, тюнеров и т.д.

Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.

Для работы данной схемы питание не требуется . Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.

Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера. Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений , не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.

Двухканальный звуковой пульт

Данный микшер является двухканальным и монофоническим. Двухканальный пульт может применяться для озвучивания различных мероприятий, фильмов, а также для смешивания сигнала, исходящего от разного рода музыкальных инструментов.

В конструкции звукового пульта применена одна микросхема, состоящая из двух усилителей . Один усиливает сигнал, поступающий от микрофона, а другой работает в схеме сумматора. Для регулировки входящих сигналов в аппарате применяются потенциометры, обозначенные на схеме P1, P2, P3.

Выходной сигнал подвергается регулировке потенциометром P4. В случае, если у вас появится желание подводить ко входу аппарата стереофонический сигнал, то сигналы, идущие от двух каналов (левого и правого), необходимо объединить со входом микшера. Сделать это можно с помощью внешних резисторов (10 кОм).

Для питания устройства можно использовать любой источник на 12V. Важно, чтобы микросхема AN7809 была установлена на радиаторе.

Перечень всех радиодеталей и их номиналы приведены в таблице ниже.

Как сделать печатную плату

Самый простой способ изготовления печатной платы – это с применением утюга и распечатанного на лазерном принтере изображения. Если вы не являетесь обладателем лазерника, изображение можно распечатать в любом салоне, где оказываются полиграфические услуги.

Важно, чтобы изображение было нанесено на бумагу тонером — порошком, применяемым только в лазерных принтерах и ксероксах.

Также потребуется приобрести текстолит , лучше однослойный. Продается он на радиорынке либо специальном в магазине, торгующим радиодеталями. Но, для начала, печатную плату нужно спроектировать. Для этой цели используется разное программное обеспечение, которое может в автоматическом или ручном режимах произвести расчет и прорисовку дорожек платы. Рекомендуется воспользоваться программой DipTrace , которую необходимо скачать из интернета. С помощью данной программы возможно создавать, кроме печатных плат, принципиальные схемы. Окно программы выглядит, как на рисунке ниже. На нем можно увидеть и готовый макет будущей печатной платы.


Очень важно после обезжиривания фольгированной поверхности не прикасаться к ней пальцами. В противном случае, придется снова обезжиривать фольгу. Браться можно только за края заготовки.

На следующем этапе потребуется соединить заготовку и распечатанную на бумаге схему.

  1. Вырежьте кусок бумаги с напечатанным чертежом таким образом, чтобы вокруг него был запас для заворачивания.
  2. Наложите изображение чертежа на заготовку (рисунком на фольгу) и заверните излишки бумаги, которые можно закрепить малярным скотчем. В результате вы получите конвертик, как на рисунке ниже.

  3. Возьмите утюг (марка и модель не имеет значения) и на терморегуляторе выставьте максимальный нагрев.
  4. Положите разогретый утюг на конвертик, разумеется, на ту сторону, где нет скотча. Начинайте легкими движениями проглаживать бумагу. Нажимать на утюг следует с умеренным усилием, иначе тонер растечется и размажется по заготовке. Если прижимать слабо, то тонер плохо прикипит к фольгированному слою заготовки. Прогрев нужно производить равномерно, по всей площади заготовки. Особенно следует хорошо прогревать края, где повышен риск отслаивания тонера, по причине недостаточного прогрева. О том, что прогревание можно остановить, свидетельствует пожелтение бумаги, а также проступание на ней очертаний схемы.

  5. Отключите утюг и дайте конвертику остыть около 10 минут.
  6. Возьмите подходящую по размеру емкость и налейте в нее горячей воды. Температуру жидкости можно определить рукой: если вода горяча настолько, что в ней долго руку не удержишь, значит, температура является подходящей.
  7. Опустите конверт с заготовкой в жидкость примерно минут на 15-20. Если у вас из крана течет горячая вода, то ее можно и не отключать.
  8. После замачивания необходимо, прилагая максимальную аккуратность, отделить бумагу от фольги. Прилипшие куски бумаги нельзя соскребать. Их нужно аккуратно скатывать пальцами.
  9. Возьмите фен и хорошо просушите заготовку.



  10. На следующем этапе необходимо удалить участки фольги без рисунка, то есть протравить плату . Для этих целей принято использовать хлорное железо. Продается оно в банках, выглядит, как ржавая кашица, имеет неприятный запах и разводится при тщательном перемешивании теплой водой. Раствор делается из расчета 100 г воды + 100 г кашицы. Жидкости можно добавить и меньше, главное, чтобы раствор полностью покрывал заготовку.
  11. Погрузите заготовку в подготовленный раствор. В среднем, травление длится около 20 минут. На время травления влияет концентрация раствора, а также размеры погруженной детали. При этом очень важно помешивать раствор стеклянной или пластиковой палочкой или покачивать ванночку. Если есть возможность, поставьте емкость в теплую воду и меняйте ее по мере остывания, чтобы раствор не стал холодным. Если через указанный промежуток времени вы заметили недостаточную протравку, то необходимо увеличить концентрацию раствора, добавив в него немного хлорного железа.
  12. После удачной протравки извлеките плату из раствора, промойте ее под проточной водой и высушите.

  13. Смочите ватный диск ацетоном и удалите все остатки тонера с платы.

  14. Теперь очищенную от тонера плату с дорожками необходимо просверлить, чтобы можно было в эти отверстия вставить ножки радиодеталей. Для отверстий можно использовать сверло диаметром 0,9 мм. Конечно же, диаметры выводов необходимо устанавливать на стадии проектирования, чтобы потом не переделывать работу.
  15. Заключительным этапом будет лужение дорожек . Делается это с помощью жидкого флюса (30% спиртовой раствор канифоли). Нагрейте паяльник и, набирая на жало минимум припоя, пройдитесь им по всем дорожкам. Должно получиться, как на следующем фото.

На этом изготовление печатной платы можно считать завершенным.

Как сделать корпус для микшера

Корпус для звукового пульта можно изготовить своими руками из любого материала, поддающегося легкой обработке: пластика, пластмассы, оргстекла, текстолита и т.д.

Все детали вырезаются с учетом размеров печатной платы и расположения регуляторов, гнезд, которые будут выходить наружу. Стенки короба удобно соединять при помощи клеевого пистолета. Далее, проделайте следующее.

Если ваша схема микшера предусматривает установку линейных регуляторов и таких же индикаторов, то пазы прорезаются на верхней крышке короба.

На этом изготовление корпуса для микшера заканчивается.